Category:

Многоразовые Falcon 9 – анализ конкурентоспособности

Всем известная компания SpaceX, в последние годы превратившаяся едва ли не в самого значимого игрока на рынке космических запусков, в настоящее время является единственной, использующей носители с многоразовой первой ступенью. И хотя SpaceX – компания не публичная и прямо данные о своих доходах и расходах не раскрывает, косвенно их посчитать можно 

Во-первых, еще в марте 2016 года президент SpaceX Гвен Шотвелл заявила, что многоразовость позволяет снизить цену контрактов на полеты Falcon 9 почти на 30% - с $61,2 млн (для одноразового варианта) до $42,8 млн. (для многоразового, в случае 10-кратного использования первой ступени).

Из чего могут получаться такие цифры? Попробуем посчитать покомпонентно.

1. Основные затраты:

1. Стоимость оборудования:

— стоимость 1-й ступени

— стоимость 2-й ступени

— стоимость обтекателей

2. Аренда стартовой площадки

3. Расходы на запуск:

— Топливо

— Обслуживание стартовой площадки

— Деятельность Центра управления

— Прямая трансляция

— Непредвиденные расходы, связанные с задержками

4. Транспортные расходы:

— Транспортировка на тестовый полигон

— Транспортировка на стартовую площадку

5. Тестирование и обеспечение качества:

— Тестирование на полигоне МакГрегор

— Тестирование в Хоторне, Калифорния

— Проверка стартовой площадки

— Статический прожиг (включая задержки или повторные затраты).

2. Дополнительные затраты (при многократном использовании)

Если 1-я ступень используется повторно, в смету необходимо включить:

— Стоимость повторной подготовки 1-й ступени.

— Эксплуатационные затраты на обслуживание и выход в море платформы ASDS.

3. Прибыль, заявленная Space X 

Для одноразовых вариантов – ориентировочно 25%, для многоразовых вариантов – 40%.

Попробуем посчитать, так ли это. Итак:

Компоненты стоимости носителя (ракета используется впервые):

1-й ступень = корпус с топливом + 9 двигателей Мерлин = $15,5млн. + 9 * $1,5 млн. = $29 млн. (стоимость корпуса рассчитывалась оценочно финансовыми космическими аналитиками в 2016 году, стоимость двигателя озвучивал сам Маск). 

2-я ступень = корпус с топливом (примерно в 2 раза более дешевый, чем у 1-й ступени) + 1 двигатель Мерлин = $7,75млн. + $1,5 млн. = $9,25 млн.

Обтекатель = $5,5 млн. (в настоящий момент Илон Маск близок и к его возврату).

Не только западные, но и российские космические специалисты оценочно рассчитали, что при варианте многоразового использования стоимость 1-й ступени будет составлять 10% ее первоначальной стоимости (при условии 10 запусков) и 20% при условии 5 запусков – что на данный момент уже достигнуто.

В результате мы получаем следующую таблицу стоимости:

НАИМЕНОВАНИЕ КОМПОНЕНТА:   F9 (1)   F9 (5)   F9 (10)  F9 (10) в.о

1 Стоимость 1-й ступени                                      29,0         5,8          2,9          2,9

2 Стоимость 2-й ступени                                        9,5         9,5          9,5          9,5

3 Стоимость обтекателя                                         5,5         5,5          5,5           — 

4 ИТОГО себестоимость носителя         44,0      20,8       17,9      13,4 

5 Тесты, транспортировка, пуск                           4,4          4,4          4,4         4,4

6 Восстановление и подготовка б/у ступени      —          2,0          2,0         2,0

7 Общая себестоимость запуска               48,4      27,2      24,3      19,8

8 Прибыль SpaceX (п.10 – п.7)                             13.6                      18.5 

9 Прибыль в процентах                                          22 %                    43 % 

10 Стоимость контракта на запуск                      62,0         ?         42,8         ?

Исходя из таких данных, прибыльность, заявленная Space X, получается примерно равной озвученной два года назад (а с возвращаемым обтекателем – даже больше).

Примечание: Поскольку некоторые данные мне неизвестны (стоимость нынешних контрактов – при запусках уже Блок-5, себестоимость компонентов – поскольку Маск их постоянно обновляет и совершенствует), у меня просьба.

Если вам известны какие-либо реальные свежие факты, уточняющие приведенные мною цифры (со ссылкой на оригинал) – пишите в комментариях, и вместе будем обновлять и дополнять таблицу.

Стоимость вывода 1 кг на орбиту

Несколько месяцев назад у меня возник спор с одним из моих оппонентов, касающийся именно этих цифр у российского «Протона-М» (на тот момент мы еще не знали, что программа будет закрыта) и его главного конкурента Falcon 9.

На тот момент официальные данные были такими: 

«Falcon 9» от SpaceX – 2700 долларов (23 т на НОО), 

«Протон-М» — 2900 долларов (22,5 т на НОО)

Для сравнения, «Ангара» — 3900 долларов. 

Тогда я сказал, что стоимость вывода 1 кг на орбиту у Маска даже для F-9 будет не просто ниже, а в 2 раза ниже, чем у Протона, а у FH – почти в 3 раза. В данный пост информацию и расчеты по FH я пока не включал, но впоследствии обязательно их добавлю (как видите, в таблицах в этом месте у меня стоит знак вопроса)..

Именно поэтому меня интересует, прежде всего, стоимость последних контрактов. Поскольку чистая себестоимость запусков (даже для Блок-5) уже сейчас явно вдвое ниже, чем у любого из конкурентов. Включая «Протон». 

Пока же – уже – при условии снижения цены контрактов даже до цифры, озвученной Гвен Шотвелл, стоимость вывода 1 кг на НОО для «Falcon 9» опускается примерно до 1900 долларов. В 1,5 раза дешевле, чем у «Протона». А при высокой серийности запусков – а, значит, и низкой себестоимости (которые у SpaceX тоже уже есть ) их стоимость для заказчиков, очевидно, будет падать и дальше.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded