Когда подобные вопросы задают ребята с, условно говоря, собирательного Запада – я отношусь к этому спокойно. Поскольку человек с определенной ментальностью и живущей в определенной среде всю свою сознательную жизнь, в принципе не может представить себе мыслительный процесс совершенно иного плана. Так же, как перенесенный в современное общество неандерталец в принципе не поймет, почему нельзя убивать людей, если ты сильнее, или почему нельзя забрать вещь, которая тебе нравится.
Но когда подобные вопросы озвучивают украинцы или русские – я удивляюсь. Ребята, вы что, не учили историю? А если учили – то, возможно, не задумывались над прочитанным? Судя по всему – либо первое, либо второе. Иначе вас бы не удивляли результаты опросов того же «Левада-центра», согласно которым Путину доверяют только 33% населения, но при этом одобряют его политику вдвое большее число людей – порядка 65%.
Вы считаете это когнитивным диссонансом? Извините – только не со стороны «загадочной русской души», где никакой загадочности, на самом деле, нет, а есть просто другое, отличное от западного, отношение к власти. И, чтобы объяснить это, потребуется вернуться к двум извечным российским вопросам: «Кто виноват» и «Что делать».
Кто виноват?
В России испокон веков виноваты «ОНИ!» Кто угодно – но только внешние (по отношению к задающемуся таким вопросом) «ОНИ».
Кто входит в этот список – абсолютно неважно. В зависимости от ситуации ими выступают «мировая буржуазия», «кулачество», «троцкистско‑бухаринская банда японско‑фашистских прихвостней», «реставраторы капитализма», а также в целом американский империализм, мировой сионизм, ортодоксальные исламисты, и обязательно — «антипартийная группировка и примкнувшие к ней…». Сейчас, например, в первых рядах Госдеп, англичанка и, само собой, пятая колонна.
А еще – собственная, доморощенная власть. Но! Только власть «исполнительная», с которой - по самым разным причинам - не может совладать самый лучший на свете и всемогущий царь.
Почему так? Где логика? А все там же, в глубинах еще прежнего, религиозного подсознания. Где Бог всемогущ – но победить Дьявола он не может. И изгнать его из людей раз и навсегда – тоже не может. И потому, если что с людишками не так, он – надо же, как неожиданно! – наказывает не Дьявола, а почему-то самих людей! И что поразительно – это воспринимается абсолютно нормально! И никакого когнитивного диссонанса.
Более того – в одной голове уживаются такие несовместимые вещи, как «власть плохая», но «они наверху знают, что делают!». А отношение к самому царю (правда, только пока он царь) тоже абсолютно алогичное: с одной стороны, персоной этой может быть хоть тиран и палач, хоть дурак и алкоголик, хоть вор и человеконенавистник. Но с другой – что бы он не делал – это все «Государево Слово и Дело…», «так надо для государства» и т.д. И мысль о том, что государство – это прежде всего населяющие его люди, а не некая надстройка в виде правящего аппарата – даже не возникает. Отсюда и главные подарки для народа – «Авангарды» вместо пенсий и торгующая налево и направо нефтью и лесом «Энергетическая сверхдержава» вместо дешевого газа и достатка в собственных домах.
Что делать?
Отсюда выплывают и исконно русские ответы на второй вечный вопрос, которых не понимают на Западе:
- ничего – деды наши терпели и мы потерпим;
- выживем, если Бог даст;
- просим не справедливости и законности, но царской благости и милосердия;
- и, главное – нам бы только Царя доброго!
Так что никаких революций. Максимум – уточки. И даже бунт (случись он все-таки по Стеньки-Разинскому типу) все равно будет иметь целью не упразднить монархию, а просто поставить другого царя. Более доброго и справедливого. Но – царя! С неограниченной властью. Потому что никто и не собирается убивать Дракона в себе.
И не понимают люди, ждущие доброго царя – что в стране, возникшей на обломках монголо-татарской орды, несмотря на весь налет цивилизованности, к власти не только приходят, но и пользуются максимальной популярностью именно Цари с азиатскими взглядами и ментальностью. Которым лучше любого из их соперников знакомо не только терпение и хладнокровие, но и хитрость, коварство, вероломство, абсолютное недоверие никому, кроме себя и понимание того, что с потерей власти в этой стране теряется абсолютно все. А еще – что народ это мусор. И лучший народ – безмолвствующий.
Так что на трон может не просто сесть, но и долго на нем удержаться только политик, которого Макиавелли мог бы научить разве что чистописанию. Ну, вот он и сидит. А что заботит его собственная абсолютная власть, а не какой-то там абстрактный народ – так извините. Когда в империях было по-другому?