Перспективные ракетоносители ближайшего десятилетия

Европейские Ariane 6
2020-е годы обещают нам порядка 10 новых средних, тяжелых и сверхтяжелых ракетоносителей. При этом американские ракеты будут многоразовыми, тогда как ЕС и РФ продолжат использовать одноразовые технологии.
В перспективе A62 заменит российский средний «Союз-СТ-Б», запускаемый с космодрома Куру, а A64 после 2023 года окончательно вытеснит европейскую тяжелую Ariane 5. К настоящему времени Ariane 6 получила контракты на три пуска.
На пять лет разработки ракеты и соответствующей инфраструктуры выделено 3,6 миллиарда евро. Основной вклад в проект вносит Франция (52 процента). На втором месте — Германия (22 процента). Контракт на разработку Ariane 6 подписан в 2015 году, дизайн носителя определен в 2016 году. В создании ракеты участвуют аэрокосмические компании ASL (Airbus Safran Launchers) и ELV (Ensemble de Lancement Vega), в развертывании стартовой площадки — французский Национальный центр космических исследований.
Издание ArsTechnica полагает, что европейская ракета, хоть и одноразовая, имеет по сравнению с американскими создаваемыми носителями максимальные шансы полететь именно в 2020 году.

НАСА допускает использование SLS для запуска десяти миссий, включающих отправку межпланетной станции к Европе (спутнику Юпитера с подповерхностным океаном), запуск модулей окололунной орбитальной станции LOP (Lunar Orbital Platform) — Gateway и пилотируемый полет на Марс.
Главный и часто критикуемый недостаток SLS заключается в чрезвычайно высокой стоимости одноразовой ракеты, на создание которой с 2011-го ежегодно тратится почти по два миллиарда долларов.

Разработчиком New Glenn и силовых агрегатов для нее выступает компания Blue Origin, которую полностью (без государственного участия) финансирует самый богатый человек на планете, владелец Amazon Джеффри Безос. Фабрика для производства New Glenn площадью 44 тысячи квадратных метров строится на территории Космического центра Кеннеди в штате Флорида (США). На заводе, как ожидается, будет трудиться около 300 человек со средней зарплатой 89 тысяч долларов в год. Объем инвестиций Blue Origin в инфраструктуру завода и космодрома составит 200 миллионов долларов.
В настоящее время Blue Origin практически завершила испытания суборбитальной системы New Shepard, включающей многоразовые ракету и пилотируемый корабль. Конечной целью создания New Glenn Безос называет не столько поддержку запусков коммерческих спутников на околоземную орбиту, сколько обеспечение транспортной инфраструктуры для развертывания на поверхности и орбите Луны обитаемых и автономных станций.
В настоящее время New Glenn располагает контрактами на восемь коммерческих пусков. Главным конкурентом Blue Origin в США и мире считается SpaceX.

Два однокамерных BE-4, устанавливаемых на первую ступень носителя Vulcan (фактически Atlas 6), в совокупности позволят развить большую тягу, чем один российский двухкамерный агрегат РД-180 первой ступени Atlas 5. В отличие от РД-180, работающего на керосине, BE-4 использует метан. Этот же силовой агрегат, разрабатываемый Blue Origin, получит New Glenn.
Изначально Vulcan является двухступенчатой ракетой, которая к 2024 году получит в качестве дополнительной опции третий этап. Получившая название ACES (Advanced Cryogenic Evolved Stage) верхняя ступень, оснащенная водородным двигателем, будет способна работать на околоземной орбите в течение нескольких месяцев, что позволяет после дозаправки использовать ее в качестве буксира для межпланетного корабля.
Пуск Vulcan в минимальной конфигурации составит менее ста миллионов долларов. При этом стоимость выведения килограмма полезной нагрузки новым носителем окажется ниже, чем у российских одноразовых тяжелых ракет «Протон-М» (до 23 тонн на низкую околоземную орбиту за 65 миллионов долларов) и «Ангара-А5» (до 25,8 тонны за 100 миллионов долларов).

BFR (Big Falcon Rocket) SpaceX
Первая ступень BFR получит 31 метановый двигатель Raptor. Такой силовой агрегат будет отличать самая большая тяговооруженность (отношение развиваемой двигателем тяги к его весу) среди всех двигателей, когда-либо действовавших в мире.
Испытания элементов BFR начнутся в 2019 году. Ракета полетит в 2022 году. Менее чем за час транспортная система доставит человека в любую точку земного шара, а стоимость билета будет дороже эконом-, но дешевле бизнес-класса для трансатлантических авиаперелетов (несколько тысяч долларов). Наверняка такие планы осуществятся, однако не так скоро и не настолько буквально, как это обещают в SpaceX.

Разработчиком и производителем OmegA выступает аэрокосмическая компания Orbital ATK, которую в 2018 году поглотила американская военно-промышленная корпорация Northrop Grumman. В результате этого Orbital ATK превратилась в Northrop Grumman Innovation Systems (одно из четырех подразделений Northrop Grumman).
Сегодня Northrop Grumman Innovation Systems располагает средней ракетой Antares (с парой российских двигателей РД-181 на первой ступени) и грузовым кораблем Cygnus. В компании рассчитывают запустить версию носителя с двумя боковыми ускорителями в 2021-м, а с шестью — в 2024-м.

Этот носитель должен прийти на смену ракетам H-2A (используется для запуска спутников) и H-2B (задействована в запусках к МКС). Конструктивно H3 от H-2A отличается двигателем первой ступени LE-9, который является модернизированной версией агрегата LE-5B второй ступени H-2A.
От H-2B Япония планирует отказаться в 2019 году, от H-2A — в 2023-м. Тогда же Япония планирует выйти на восемь запусков H3 в год. Стоимость старта новой ракеты в минимальной комплектации оценивается в 45 миллионов долларов.

Разработчик «Союз-5» — РКК «Энергия», производитель — РКЦ «Прогресс». Первый старт носителя планируется провести в 2022 году с космодрома Байконур. Стоимость пуска «Союз-5» оценивается в 35 миллионов долларов. Также планируется создание версии носителя, предназначенного для запуска с «Наземного старта» и «Морского старта», хотя реализация таких планов, особенно в последнее время, вызывает большие вопросы.

Проект "АНГАРА"
Заняв должность главы «Роскосмоса», бывший вице-премьер Дмитрий Рогозин решил еще больше поддерживать убыточный и устаревший проект «Ангара». Среди прочего чиновник заявил о намерении продолжить разработку среднего носителя «Ангара-А3», работы над которым были свернуты несколько лет назад.
Сегодня «Ангара» представляет собой абсолютно архаичную ракету. На ее первой ступени стоит упрощенная версия продаваемого в США двигателя РД-180, созданного на основе советского РД-170. Вторая ступень носителя получила силовой агрегат от «Блока И» ракеты «Союз-2». При этом стоимость тяжелой версии «Ангары» составляет 100 миллионов долларов, что более чем в полтора раза дороже «Протон-М» и Falcon 9.
«Центр Хруничева» создает семейство «Ангара» почти четверть века, на что уже ушло 110 миллиардов рублей (в ценах 2013 года). Примечательно, что это не помешало предприятию, тщательно курируемому Рогозиным последние семь лет, остаться с долгом в 100 миллиардов рублей и до сих пор просить и продолжать получать государственные субсидии.
Перспективы «Союз-5» значительно ухудшились после того, как бывший вице-премьер Дмитрий Рогозин возглавил «Роскосмос». В июне чиновник заявил, что ракета должна получить метановый двигатель, которого в России до сих пор нет, и стать «простой, как автомат Калашникова», а также конкурировать с ракетой Falcon 9 компании SpaceX. После встречи с президентом страны Владимиром Путиным глава госкорпорации заявил, что Союз-5 останется с РД171МВ.

____________________________
aviator.guru