Илон Маск
Ну что могу сказать... Произошло то, что рано или поздно должно было произойти. Человек, всего за 10-15 лет кардинально изменивший взгляды всего мира на доступность, по крайней мере, ближнего космоса, американский миллиардер, инженер от Бога и основатель Space X Илон Маск был провозглашен угрозой российской безопасности. Во всяком случае - экономической. И не каким-нибудь штатным пропагандистом, а лицом вполне себе серьезным в научном мире - профессором факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС в Петербурге Сергеем Цыпляевым. Буквально на днях - 27 декабря 2019 года.
Дословно было сказано следующее: «Мы понимаем, что большую роль в нашей экономике, только с отрицательным знаком, играет Илон Маск. Сначала он почти вышиб нас из космоса, с рынка запусков, создав ракету, которая дешевая, поскольку ступень возвращается. И если мы имели более 50% пусков коммерческих, то сейчас мы уже уходим в район 20−25%. Он хочет нам оставить процентов десять, если так дело пойдет».
После чего Цыпляев добавил, что второй победой Илона Маска стал успех идеи электромобилей. И дело не конкретно в Tesla, а в идее конкурентоспособности электрокаров с авто на ДВС вообще. Во что до Маска никто не верил, и всерьез такую конкуренцию не представлял. По крайней мере - в обозримом будущем. А между тем, например, Норвегия УЖЕ стала первой в мире страной, где запретили въезд в города на автомобилях с дизельным двигателем. Запретили от слова СОВСЕМ.
Еще цитата Цыпляева: «Скоро речь пойдет о том, что вы в крупные города ни на чем не въедете, кроме электромобиля. И это серьезная угроза с точки зрения экономического развития, потому что становой хребет нашего экономического развития — это по-прежнему «нефтегаз».
В общем, все вышло по классике пяти стадий признания неизбежного - Отрицание-Гнев-Торг-Депрессия-Принятие. Единственный вопрос - правда, риторический - почему в Америке появляются Маски, а в России - Рогозины.
_______________
Да, небольшое дополнение, связанное с многоразовостью будущего Starship.
Всех интересует главный вопрос - какова будет стоимость запуска? Так вот:
Заправка — 0,9 миллионов долларов США (топливо + кислород). Стоимость обслуживания с учетом эксплуатационных расходов 1 пуска — 2 миллиона долларов США. Это цена вывода полезной нагрузки общей массой на НОО минимум 100 т, возможно даже 150 т.
Иначе говоря, вывод 1 кг на НОО - $20. Двадцать, мать его, долларов за кило... Т.е. примерно в 100-200 раз дешевле, чем нынешние расценки.