Спутниковый интернет Илона Маска - как могут бороться с ним в России

Как известно, SpaceX Илона Маска (в рамках осуществления своей программы доступного глобального спутникового Интернета Starlink) вывела на орбиту очередные 60 спутников, и число запущенных аппаратов Starlink быстро приближается к 800.
Почему именно к 800? Потому что именно после этого Илон планировал начать предоставлять полноценныей услуги интернета, выйдя на максимум после запуска 12 000 кубсатов.
Пока предполагается, что к концу 2020 этот инет появится в северной части США и Канаде, а в южных штатах (где есть опасность шат-дауна от сезонных ураганов и торнадо) - уже в августе/сентябре 2020 г.
Далее, к 2021 году – широкополосный доступ в интернет от Starlink станет доступен по всему миру, причем доступ к cети может быть никак не связан с наличием наземной инфраструктуры. Таким образом покрытие получат территории, на которых раньше можно было получать доступ в Интернет только через дорогие терминалы двухстороннего спутникового интернета Vsat, либо через ещё более дорогие системы типа Inmarsat, Globalsat или Thuraya.
Наглядно все это будет выглядеть вот так:
via
Что может противопоставить этому Россия?
Вообще нынешние власти России неоднократно в полуофициальном порядке выражали недовольство проектом Starlink, считая его нарушением суверенитета России и других стран. Действительно, пока с переменным успехом власти пытаются зарегулировать интернет наземный, а тут еще такая напасть из космоса – интернет от Илона Маска!
При этом ситуация не сильно-то оптимистичная для российского государства, в том смысле, что руки оказываются связаны при любом методе противодействия. Почему? Попробую по пунктам:
1. Противопоставить конкурирующую российскую систему, которая была бы работающей альтернативой (как в случае наличия системы ГЛОНАСС – независимого конкурента американской GPS) – российское государство физически не может.
Пока Рогозин только-только оправляется от последствий своей шутки про «космический батут», его Роскосмос в 2020 в основном занят ведением PR. Насчет чего? Насчет того, что в России когда-нибудь (но даже при самом благоприятном исходе не ранее 2025 года) появятся новые космические пилотируемые корабли серии «Орел». Под которые, правда, ещё новые ракеты Ангара А5В и А5М надо сделать. Которые, в свою очередь, пока ни разу не летали – был только один тестовый пуск прототипа Ангары А5 в 2014.
Тут уже не до запуска тысяч интернет-спутников.
Хотя, справедливости ради надо сказать, что есть проект российской спутниковой системы связи «Сфера», которая подразумевает запуск 334 спутников связи. Но проблема с ней та же, что и с другими проектами – проект есть, обещания есть, а финансирования не выделили. В текущей ситуации всемирного экономического кризиса – финансирования и на 2021 ждать не приходится.
Опять же, надо учитывать, что, по сведениям государственного информационного агентства РИА «Новости», для запуска системы в полном объеме – необходимо запустить в космос 148 ракет, из которых 24 – новой тяжелой ракеты Ангара А5, которую после тестового пуска с северного военного космодрома так и не пустили ни с Байконура, ни с Восточного.
Это абсолютно не то же самое технически, что глушить в 1970-х и 1980-х годах коротковолновые трансляции радиостанций «Свобода» и «Голос Америки», когда можно было на Москву поставить несколько глушилок – и тему закрыть.
Для «Старлинка» – используются частоты Ku-диапазона (10,7 … 18 ГГц) и Ka-диапазона (26,5 … 40 ГГц), в основном в пределах 10,7-12,7 ГГц, 13,85-14,5 ГГц, 17,8-18,6 ГГц, 18,8-19,3 ГГц, 27,5-29,1 ГГц, 29,5-30 ГГц, которые куда более «энергоемки» и при этом распространяются только в прямой видимости.
Так что поставить несколько глушилок 11-40 ГГц на город не хватит - их потребуется размещать по типу сотовых базовых станций, причем с немалыми мощностями передач. А это создаст такой уровень «электросмога», что излучения от вышек связи 4G и 5G покажутся курортом. И - уже без шуток - вспышки вызванных такими излучениями заболеваний вполне возможны.
Плюс всевозможные помехи сетям мобильной и фиксированной связи, не говоря уж о приеме цифрового спутникового телевидения и V-sat интернета.
Тарелки терминалов Старлинк
При этом ничего не помешает пользователю, скажем, разместить любой терминал внутри заземленной металлической коробки (например, корпуса от старой СВЧ-печки), и тем самым во многом отсечь влияния находящихся на уровне земли передатчиков-глушилок. Ведь в России на каждую глушилку найдется по три умельца – ограничения обойти.
Кстати, как известно, терминал StarLink будет представлять из себя плоскую антенну в виде ФАР (Фазированной Антенной Решетки) размером с коробку от пиццы (48 см диаметра), которая может быть размещена на любой горизонтальной плоскости.
Но это все только на текущей фазе развертывания 1.
В фазе 2 развертывания системы StarLink (окончание в 2024 году) будет произведен переход на частоты V-band, то есть 40…75 ГГц, а спутники при этом будут находиться еще ниже – на высоте всего 335…345 километров.
Это еще больше усложняет техническую возможность глушения. (rстати, обратим внимание, что частоты V-band иногда лежат в том же диапазоне, а иногда еще выше вызывающих сейчас вопросы частот 5G, которые лежат в пределах от 3.5 до 40 ГГц, но доходят и до 95 ГГц).
Уж если «Телеграм» заблокировать не получилось, хотя был полный физический доступ ко всем магистральным каналам интернет-связи, то интересно, как власти могут вообще пытаться заглушить интернет со спутника, который распространяется на всевозможных (и при том динамически меняющихся) радиочастотах.
3. Важно отметить, что любые попытки глушения и т.п. – будут вызывать еще большее усиление давления на Россию, как политическое, так и по линии организаций типа Международного союза электросвязи, и через другие международные договора и организации. Пока не видно признаков, что руководство Российской Федерации на это готово.
4. Имеются даже кулуарные слухи насчет того, что российские чиновники поговаривали, мол в случае чего можно и физически мешать на орбите спутниковым аппаратам Маска.
Учитывая, что этих спутников тысячи, то (технически) это решается или выжиганием их боевыми лазерам (а есть ли такое оружие у Минобороны в реальности?), или запуском в космос нескольких тонн щебенки – на орбиты соответствующей высоты, встречным курсом к спутникам Старлинка.
Но это – конечно же, бред больного воображения, и на это никто не пойдет – без начала действительно «горячей» мировой войны.
Ведь, во-первых, это будет означать огромный вред для всех космических запусков на много лет вперед, за счет огромного количества космического мусора, и Кремль вряд ли готов платить по счетам за ущерб, нанесенный всем остальным космическим странам.
Во-вторых, как Россия, при попытке отключения страны от глобальной сети Интернет, безусловно, воспримет это как военную атаку, и как Casus Belli (повод для войны) и достанет свою ядерную дубинку, так точно так же поступят и США в случае атаки на спутники компании Starlink, ведь это будет явная атака на государственные интересы США, с которыми бизнес-предприятия Илона Маска, конечно же, связаны.
5. Можно будет пойти путем запрета импорта соответствующих терминалов. Но опять же, не так-то это просто. Даже при запрете ввоза соответствующих терминалов – при текущей системе это невозможно будет сделать на 100%.
Есть множество вариантов ввоза, от ввоза «в чемодане» (как только возобновятся международные перелеты), до ввоза разобранных плат терминалов (по назначению платы таможенникам фактически невозможно сортировать, у них нет соответствующего на то образования, иначе бы не работали таможенниками – оценочное суждение), а уж антенны можно разбирать на составные части и пересобирать заново.
К тому же самые громоздкие части терминалов неизбежно, при [jhjitv спросе, научатся делать на местах. Да и учитывая, что при всех усилиях соответствующих органов в страну без проблем ввозятся, например, тонны наркотиков – разве можно будет гарантировать отсутствие возможности ввезти терминальчики?
Либо надо объявлять автаркию покруче, чем в Северной Корее, с обрывом всех экономических связей с другими странами, почтовой связи, авиаперелетов и вообще пересечения границ, и так далее. Но готова ли Россия на это ради контроля Интернет-трафика?
В этой связи также следует учитывать, что проекты, подобные проекту Илона Маска, будут еще. Как уже пытались запустить аналогичный проект британская компания OneWeb (обанкротившаяся в марте 2020 года, привет вложившимся инвесторам Qualcomm и Virgin Galactic), Samsung, Boeing и Telesat.
Можно еще детальнее поразмышлять на тему, что же будет с Интернетом в России, после того, как заработает спутниковый Интернет-проект от Илона Маска. И будут ли после запуска системы Маска по этому поводу инфаркты у чиновников Роскомнадзора...)
Ну а вообще ждать осталось недолго. Так что запасаемся попкорном!
via