prostopasha1914 (prostopasha1914) wrote,
prostopasha1914
prostopasha1914

Category:

Космические "пилители бюджета" - NASA и Роскосмос


Космоплан Х-30

"Роскосмос" часто (и абсолютно справедливо) называют бюрократической организацией, главная цель которой состоит не в получении конкретных практических результатов, а в освоении бюджета. Но выскажу крамольную для многих мысль - NASA в этом плане не намного лучше.

Объясню почему - и начну издалека. А именно - с уничтожения именно NASA всех проектов американских ракетопланов, начиная с


Rockwell X-30 National Aero-Space Plane (NASP). 1986-1993 гг.
Х-30 стал фактически первым подходом к созданию аэро-космического самолета по схеме одноступенчатого выхода на орбиту (SSTO). Предшественник Скайлона — космоплан с горизонтальным взлетом и посадкой.
Для разгона в атмосфере предусматривалось использование прямоточных двигателей, а вне атмосферы — водород/кислородных ЖРД.

Программу лично поддержал президент Рональд Рейган:

…Восточный экспресс, который будет построен в следующем десятилетии, сможет взлететь из аэропорта Даллес и, разогнавшись до скорости в 25 раз выше скорости звука, выйти на орбиту или совершить полёт в Токио за 2 часа.

Ничего не напоминает? А ведь это было за 35 лет до нынешних обещаний Маска. Но я продолжу.

Опытный космоплан со всеми надлежащими системами управления и жизнеобеспечения оказался «слишком дорогостоящим» для опытного демонстратора технологий. В результате программа создания X-30 была остановлена.
Тем не менее, проект Х-30 перешел в экспериментальный проект гиперзвукового летательного аппарата Боинг Х-43.

Lockheed Martin X-33. 1996-2001 гг.
Проект уменьшенного прототипа челнока SSTO с вертикальным взлетом Venture Star. Разрабатывался по контракту NASA и фирмы Lockheed Martin


Х-33 в восприятии художника

Для этого проекта был разработан, создан и испытан линейный клиновоздушный ЖРД Rocketdyne XRS-2200. Преимущество такого двигателя в том, что, вне зависимости от наличия, изменения или отсутствия атмосферного давления, его эффективность изменяется мало.

Но, как я уже говорил, к концу 80-х годов прошлого века NASA окончательно выродилась в чисто бюрократическую контору по «освоению бюджета». Чем дальше, тем больше - чтобы, не дай бог, не взять на себя какую-то ответственность, NASA стала создавать многообещающие проекты, получать под них бюджетные средства, доводить до порога реализации и закрывать под любыми предлогами.
Так и произошло с проектом Х-33.

Одним из пожеланий NASA к проекту Venture Star было изготовление баков из композитных материалов. Но к концу ХХ столетия технологии изготовления композитов ещё не были отработаны и Локхид согласовал с NASA, что на Х-33, как на технологическом прототипе уменьшенного размера они поставят баки из алюминий-литиевого сплава. В 2001 году, когда сборка Х-33 дошла до 86%, а стартовый комплекс был уже готов на 100%, внезапно, NASA объявила, что не примет аппарат с алюминий-литиевыми баками вместо композитных. И проект закрыли, потратив на него $922 миллиона из фондов NASA + $357 собственных средств фирмы Локхид. Впрочем, Локхиду они потом деньги вернули.
Через 3 года, в 2004-м, Нортроп продемонстрировал инженерам NASA готовность технологий композитных материалов для баков с жидким водородом и кислородом. Тем не менее, без объяснения дальнейших причин, NASA отказалась продолжить проект Х=33 и создать Venture Star.

В 1999 году NASA объявила конкурс на создание беспилотных мини-шаттлов, многоразовых космопланов небольшого размера для выведения на орбиту небольших (до 1,5 т) спутников.

Orbital Sciences X-34

Х-34 компании Орбитал Сайенз.

Фирма Орбитал предложила проект Х-34.
Двигатель Fastrac успешно прошел испытания, показав тягу на уровне моря 27,2 тс. В 2000-м первый испытательный образец для суборбитального полета был построен, к марту 2001-го прошел все необходимые наземные тесты, но NASA провела «финансовый аудит» проекта и закрыла его. а готовый образец был «законсервирован». Вы плакали по поводу Бурана? Посмотрите, NASA умеет не хуже.

Вот так NASA «законсервировала» опытные летные образцы Х-34. В апреле 2020 года обломки фюзеляжа Х-34 обнаружились на свалке возле города Rosamond, Калифорния

Boeing X-37 Orbital Test Vehicle (OTV)

Проект Х-37, пока без индекса «В» и по контракту NASA

Многоразовый беспилотный мини-челнок для испытаний и экспериментов в условиях орбитального полета.
Если все остальные проекты серии Х были экспериментальными летательными аппаратами, на которых отрабатывались технологии полетов и конструкции, то Х-37, как летательный аппарат, экспериментальным не является, но его назначение — эксперименты и испытания технологий, материалов и конструкций в условиях космического пространства. Заказчик — NASA, проектант и производитель — Boeing. Но, поскольку в создании орбитальной платформы для испытаний и экспериментов также выразили ВВС, то часть финансирования шла из военного бюджета. Так масштабированный (80%) испытательный прототип для атмосферных полетов, получивший обозначение Х-40, был профинансирован военным министерством.

X-40 прототип Х-37 для испытаний в атмосфере. Как видите, он числился за US Air Force.

Как водится, на финальных этапах создания, NASA, под разными предлогами, стала перекрывать «крантик» финансирования и заморозила проект. Но тут вмешался рассерженный Пентагон и 13 сентября 2004 года проект Х-37 отобрали у NASA, перекинув его в DARPA. Там проект получил индекс «В» и стал называться Х-37В.

И как только НАСА отстранили - ракетопланы начали летать. Всего было построено 2 аппарата, которые успешно завершили уже 5 миссий, сейчас продолжается шестая. Миссии обозначаются как «OTV-» c добавлением порядкового номера полета. Крайняя завершенная миссия OTV-5 началась запуском на Фалькон-9 и завершилась посадкой на мысе Канаверал. Кстати, продолжительность миссии от полета к полету наращивается. Если OTV-1 продолжалась «всего» 224 дня, то OTV-5 продлилась уже 780 суток.

***
А, тем временем, NASA продолжает свою политику. И очередной ведомый агентством проект - SLS от ULA, который создается под Лунную станцию, которая создается под Марсианскую станцию, которая создается под ядерный звездолет, который будет курсировать между станциями... ну, вы поняли. Правда, планы NASA существенно портит Илон Маск и его Space X. Поскольку полностью перекрывать ему кислород НАСА не может, хотя и продолжает выделять в 2-5 раз меньше денег, чем
ULA, на одни и те же задачи.

А что же Роскосмос? А все то же. Только еще хуже. Поскольку с частниками он вообще не работает. Но деньги на проекты вроде Орла, Иртыша и Лунной базы осваивает исправно. Периодически передвигая сроки практического применения на 5, 10, 15, 20 и более лет.

Кстати, НАСА планирует первый полет на Марс к 2033-2035 году. Угадайте, где к тому времени по своим достижениям будут Маск
и его Space X.


Использован материал Стивена Лернера

Tags: nasa, space x, Илон Маск, Роскосмос, космос
Subscribe

Posts from This Journal “nasa” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments