В недавнем интервью советник Путина по развитию Интернета Герман Клименко заявил о том, что Россия "технически готова к отключению от глобальной сети". В атмосфере напряжённости, царящей в отношениях с Западом, и с приходом к власти в США Байлена такой поворот я бы не назвал совсем уж утопичным.
Итак - какие могут быть последствия?
Экономика
Для большинства из россиян ежедневное посещение Интернет-страниц связано с развлечением и получением информации. Однако возможность обращаться к серверам за границей – важная составляющая современного еще и российского бизнеса. Это и хранение гигантского объема данных, личных и корпоративных, и установленные связи с зарубежными партнерами.
В современной мировой экономике скоростное соединение и возможность обмена данными играет ключевую роль во всех без исключения хозяйственных сферах, поэтому отключение от общего Интернета будет означать не только настоящую самоизоляцию, но и не поддающийся подчету потерь удар по экономике.
Самый сильный урон будет нанесён биржам, функционирование которых напрямую зависит от ситуации на иностранных площадках. В значительной степени отключение от всемирной сети отразится и на инвестиционной привлекательности российской экономики, так как зарубежные вкладчики не смогут осуществлять эффективное управление и получать постоянную информацию о российских рынках.
Пострадают и российские программисты: они не смогут выполнять заказы по разработке и корректировке иностранных заказов, а также участвовать в международных проектах. Все это окажет губительное влияние на перспективы цифровизации российской экономики.
Разрыв постоянной связи усложнит работу российскому агропромышленному комплексу, который опирается на иностранные компании в деле приобретения более чем 90% семян для посева.
Отсоединение от Интернета коснется многих производств, приобретающих заграничное оборудование и комплектующие и экспортирующих свои товары. Когда (и если) коммерческие связи будут восстановлены по новым каналам - неизвестно. Однако, в любом случае, это обернётся потерей огромного количества времени и, как следствие, значительными убытками.
Ну и, конечно, никаких Твиттеров, Фэйсбуков, Инстаграмм и прочих Википедий. Собственно, из-за потери SSL-сертификатов ВСЕ сайты будут восприниматься как "опасные", и браузеры будут сильно тормозить их загрузку. С корневыми DNS проблемы будут еще больше.
Примеры новейшей истории
Чтобы было совсем понятно - в новейшей истории можно найти примеры тяжёлого урона, нанесённого краткосрочным отключением интернета. Так, в 2005 году в одном из портов Кении неаккуратно брошенный якорь оставил без интернет-соединения шесть африканских стран. За неделю, пока продолжались ремонтные работы, только кенийская экономика не досчиталась 500 млн. долларов. Кенийская, Карл! А сколько потеряет российская?
Схожая ситуация сложилась и в Египте в 2011 году, когда в ходе беспорядков на площади Тахрир правительство отключило Интернет. В результате, во все время изоляции Египет терял по 18 млн. долларов в день.
Затраты на связь
Одновременно с установлением связей по новым каналам, России придется решать проблему с многочисленными заграничными представительствами страны, связь с которыми значительно осложнится. Возвращение к масштабному использованию шифрованных сообщений или диппочты потребует больших затрат от российского МИД. Сколько на это уйдет времени и средств - не скажет никто.
Разрыв Интернет-соединения приведёт к утрате связи с многочисленной русской диаспорой и точно поставит крест на проектах воссоединения «русского мира». Наконец, принимая решения о переходе на автономную сеть, Россия, по идее, должна будет вовлечь в неё хотя бы страны СНГ и ЕАЭС, что в условиях ориентации почти всех из них на внешние рынки окажется невыполнимой задачей.
Возможно ли это вообще?
Список сфер, на которые губительным образом скажется отключение Интернета можно продолжать бесконечно. Но может ли правительство, осознавая последствия отключения, пойти на изоляцию? Важно понимать, что советник президента сделал своё заявление якобы "в оборонительном контексте", подчеркнув, что "Россия готова к такому развитию событий, при котором американская сторона отключит нашу страну сама".
Российское руководство видит угрозу в подобном положении, так как ныне Интернет почти полностью управляется оборудованием и ПО, расположенными на территории США, и, таким образом, может контролироваться из-за океана. Единственное исключение - раздачей доменных имён занимается международная некоммерческая организация ICAAN.
В России на данный момент существует возможность блокировать нежелательные иностранные сайты по требованию Роскомнадзора, обратившись с соответствующим требованием к интернет-провайдерам. Но подобные меры лишь отдалённо напоминают «Великий китайский фаерволл», или «золотой щит», блокирующий всю нежелательную информацию. Достаточно вспомнить недавнюю историю с "Телеграм" Дурова.
Ещё одним "оборонительным ходом" со стороны России стал закон 2014 года, запрещающий хранение персональных данных россиян за границей. Несмотря на запрет, крупнейшие компании и организации, разумеется, не отказались от размещения. Именно к этим данным и будет утрачен доступ, если Интернет всё-таки будет отключён.
Некоторые российские"эксперты" заявляли, что решение об отключении целой страны от мировой сети "не будет безболезненным для США, "нанесёт удар по коммерческим интересам американских граждан" и "будет неблагоприятно воспринято в Сенате и Конгрессе". Но, во-первых, такое решение со стороны США как раз и может приниматься только Сенатом и Конгрессом, а, во-вторых, физическое отключение российского интернета не только не нанесет США урон, но и сэкономит им средства, выделяемые на борьбу с российскими хакерами и ботами.
Наконец, Россия интегрирована в глобальную экономику гораздо сильнее, чем Иран или КНДР, против которых применяли аналогичные меры американские власти. Поэтому и удар будет куда сильнее, чем в свое время по Ирану (которому был отключен не интернет вообще, а только финансовая система SWIFT.
Новые реалии
Заявление советника президента теоретически опирается на наличии у России своей собственной независимой сети, аналога Интернет, которая должна оказаться чрезвычайно важной для обмена информацией в такой огромной стране. Однако сможет ли она стать такой - неизвестно.