В продолжение темы уничтожения 15 "Панцирей" ВКС России в Сирии турецкими беспилотниками.
Еще 10 лет назад, не имея возможности быстро превзойти более богатых конкурентов в части обычных систем оружия, Турция сделала ставку на то, что именно их промышленность может производить быстро и с минимальным иностранным участием. Результатом стало массированное применение беспилотных летательных аппаратов. Причем не для точечных атак, как это практикуют США, Израиль и Иран, а для воздушного наступления с решительными целями. После долгих изысканий турки пришли к следующей системе.
Сначала наземные комплексы радиоэлектронной борьбы KORAL-EW глушат все диапазоны, создавая для противника сложную помеховую обстановку, осложняющую как применение РЛС, так и работу средств связи. После этого в дело вступают БПЛА Anka производства Turkish aerospace – носители комплексов РЭБ, способные точечно подавить проявившую себя антенну. Вместе с ними в воздух поднимаются главные силы – БПЛА Bayraktar TB2.
БПЛА Bayraktar TB2 (фото: кадр из видео)
Именно «Байрактары» стали главным ударным средством в воздушной войне как в Идлибе, так и в Ливии. Используя высококачественные оптико-электронные обзорные станции, «Байрактары» обнаруживали цели на поле боя. После чего при поддержке постановщиков помех Anka полностью давили РЛС систем ПВО противника и применяли против выявленных целей малогабаритные управляемые ракеты Roketsan MAM-L с вакуумной боевой частью.
При обнаружении рассредоточенных или просто многочисленных сил противника турки выкладывали на стол козырь – дроны-камикадзе Kargu. По сути – военные квадрокоптеры с зарядом взрывчатки, рассчитанные на однократное применение.
«Каргу» только на первый взгляд выглядит несерьезно – маленький медленный дрон с небольшой дальностью полета, который переносит один человек. Но дело в том, что таких дронов в одну атаку можно бросить даже не десятки, а сотни. И они достаточно дешевые для того, чтобы расходовать их даже на такую цель, как пулеметный расчет.
Рой Kargu управляется одним оператором. Обнаружив цель на планшете, на который поступает картинка с камер дронов, оператор просто выбирает те цели, которые надо атаковать, и дает команду. После этого квадрокоптеры со взрывчаткой заваливаются на бок и, подруливая двигателями, падают точно на цель, транслируя оператору процесс ее уничтожения.
БПЛА Kargu (фото: кадр из видео)
Все каналы связи, которые применяются турками для управления дронами, – спутниковые, подавить их чрезвычайно трудно. В итоге любой противник может столкнуться с тем же, с чем иногда сталкиваются расчеты систем ПВО авиабазы Хмеймим. Вот только мало где есть батареи систем ПВО с обученными и стойкими расчетами.
Турки могут буквально заваливать противника этими одноразовыми взрывающимися игрушками с ценой меньше неуправляемого артиллерийского снаряда каждая. И их можно производить десятками тысяч. Это – проблема. Пока она не носит каких-то критических масштабов, но в будущем количество дронов, которые турки смогут бросить в атаку, будет только расти. От десятков к сотням, потом к тысячам. Один пикап с пулеметом может взять с собой пассажира-оператора и десяток коробок с электронными камикадзе. Оператору потом, на месте, нужно будет просто расставить их на земле и включить планшет, с которого он потом разом поднимет их в воздух и отправит в бой. Это – война за бесплатно, в которой противнику не нужны солдаты и не нужны большие деньги.
Более того, у США есть куда более масштабная программа по применению дронов-камикадзе. США опоздали по сравнению с Турцией, но их дронами уже сейчас управляет искусственный интеллект, им не нужен даже оператор. И доставляет их к цели самолет – сразу несколько десятков штук. Скорее всего, изучив турецкий опыт, американцы ускорятся.
Будущее за беспилотниками
Конечно, в ливийском успехе сыграли свою роль не только дроны. Турки, например, перебросили в Ливию немало артиллерии. Но с артиллерией можно бороться, а вот с массовым применением дешевых БПЛА – хоть ударных, хоть камикадзе – бороться намного труднее. «Байрактар» стоит 2,5 млн долларов. «Панцирь» – примерно 14. Турки потеряли 19 «Байрактаров» в Ливии. Это 47,5 млн. А восемь «Панцирей» – это около 112 млн. При этом «Байрактары» уничтожили очень много разных целей, от людей до танков – и это тоже стоило врагам Турции денег.
А Kargu на этом фоне вообще бесплатные, но они уничтожают любые небронированные цели и людей. И их может быть очень много. Такая война способна разорить кого угодно. Война на истощение, таким образом, принимает односторонний характер.
Надо четко понимать – никаких ракет в ближайшем будущем не хватит на отражение таких атак. Противник будет действовать в простой логике – если по данным разведки атакуемая сторона имеет 100 ракет на пусковых установках, надо кинуть в атаку 150 дронов-самоубийц, и все. И они все будут стоить буквально как десяток зенитных ракет. И если большие БПЛА, такие как «Байрактар», еще можно поражать ракетами, то сбивать ракетами прилетевших по их наводке «малышей» в количестве многих сотен единиц будет нереально.
Чем ответить? С объектовой ПВО все просто: можно обставить все «Панцирями-СМ» – они уже на грани серии, а противнику будет крайне трудно забросить в наш тыл несколько сотен БПЛА. Больших – да. А маленьких?
С войсковой ПВО так вообще не получится – у переднего края будут именно сотни целей в любой атаке. Много сотен. Ответом может являться только применение новых зенитных самоходных установок (вроде разрабатываемой для Сухопутных войск РФ 2С38, создаваемой в рамках опытно-конструкторской разработки «Деривация-ПВО») оснащенной 57-мм автоматической пушкой с управляемыми снарядами.
В качестве дешевого дополнения к управляемым снарядам нужно будет предусмотреть и снаряды с программируемым подрывом. И тогда рою из сотен дронов-камикадзе можно будет противопоставить настоящую лавину огня – и это единственное, чем можно бороться с отражением таких угроз. Любой стране стоит пойти следом за турками, американцами и израильтянами и изучить лазерные системы войсковой ПВО. Для одиночных целей и проскочивших зону обстрела из пушек маленьких БПЛА лазеры будут оптимальным по затратам решением, и даже гипотетическая непогода на близком расстоянии им чаще всего мешать не будет. Возможно, стоит изучить вопрос автоматизированной выдачи целеуказания с такой ЗСУ на вооруженные автоматическими пушками БМП, которые смогли бы стрелять по внешнему наведению, поднимая плотность огня в разы.
ВКС той же России в будущем придется адаптировать к своим нуждам ствольные и лазерные системы. Ведь кроме дронов-камикадзе нужно будет бороться с такими же огромными массами малогабаритных самонаводящихся бомб и ракет, простых и сбиваемых, но ОЧЕНЬ многочисленных.
В целом же стоит понимать, что появление самостоятельно выбирающих цели летающих боеприпасов, способных применяться огромными (сотни единиц в одной атаке) массами – это ближайшее будущее на поле боя. И готовиться к нему стоит уже сегодня, Кто не будет готов - неизбежно будет проигрывать.
______________
via