Случился тут у меня небольшой спор в теме о самолете, принудительно посаженном Лукой.И разговор в нем зашел не только о принудительно посаженных, но и сбитых гражданских самолетах. После чего один из моих оппонентов заявил дословно следующее: "До сих пор богатый опыт по сбиванию гражданских самолетов имеет только Украина".
В связи с чем я напомню: с 1990 года (т.е. образования украинского государства) не существует НИ ОДНОГО СЛУЧАЯ, в котором в уничтожении гражданского самолета доказательно является Украина. В отличии от... Включая широко известный случай на совместных российско-украинских учениях 2001 года.
А посему я вернусь к фактам по данной катастрофе подробно.
15 лет назад, 4 октября 2001 года, над Черным морем потерпел катастрофу лайнер авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс SBI-1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолет был непреднамеренно сбит ракетой украинского комплекса С-200, запущенной во время учений. Украина заплатила родственникам погибших пассажиров, но отказалась признать свою вину в происшествии.
1. Самолет взорвался в зоне ответственности России
Совместные учения по стрельбе из наземных и корабельных зенитно-ракетных комплексов проводились на полигоне Черноморского флота Российской Федерации на мысе Опук в Крыму. Всего было выпущено 23 ракеты. Украинские власти закрыли для полетов сектор стрельб в пределах своей юрисдикции. Самолет авиакомпании «Сибирь» взорвался и упал в зоне ответственности российского Северо-Кавказского центра управления воздушным движением, не запретившего пролет пассажирских рейсов в этом районе.
По правилам экипаж рейса SBI-1812 должен был включить систему опознавания государственной принадлежности за 400 километров до границ СНГ, но такого сигнала так и не подал. Почему? Вопрос к пилотам - хотя теперь уже риторический..
3. Лично президент России Путин отрицал причастность украинских военных к падению Ту-154
В день катастрофы Путин заявил, что украинские силы ПВО не могли сбить Ту-154 во время учений: «Оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно». «Возможно, что это было результатом террористического акта», — сказал он на встрече с министрами юстиции стран ЕС.
4. Версия о попадании украинской ракеты стала главной после сообщений о наличии у администрации США доказательств этого. Но никто из участников расследования катастрофы их так и не увидел.
Уже 4 октября информагентство «Киодо Цусин», телекомпании CBS и CNN со ссылкой на источники в американском правительстве заявили о наличии доказательств поражения Ту-154 ракетой «земля — воздух». После этого украинские власти признали проведение учений ПВО в день катастрофы, и версия о теракте отошла на второй план.
5. В обломках самолета обнаружены стальные шарики и отверстия, сходные по размеру с поражающими элементами ракеты комплекса С-200. Это склонило власти Украины к принятию на себя ответственности за происшествие.
Вот только последующая экспертиза поставила под сомнение весомость этих улик.
- на шариках найдены следы одного только тротила, хотя взрывчатое вещество боевой части ракеты состоит из него на 20 %, а на 80 % из гексогена;
- во фрагментах самолета есть круглые отверстия, меньшие по диаметру, чем шрапнель ракеты;
- в элементах потолка среди прочих есть отверстия, образованные попаданием шарика изнутри салона, снизу вверх.
6. Не обнаружены: фрагменты ракеты, внешняя обшивка самолета, черные ящики
Во время поисковых работ в Черном море не были найдены фрагменты 11-метровой ракеты, хотя значительная ее часть сделана из плавучих материалов.
7. Российский радиолокационный комплекс в Геленджике за 30 секунд до взрыва зафиксировал неизвестный объект на удалении 50 километров от Ту-154. Если это была украинская ракета, она не смогла бы достичь самолета
На расстоянии более 150–200 километров от стартового комплекса, после выработки топлива, скорость ракеты 5В28 падает до 1 км/с, а на дальности 250 километров — до 870 м/с. Самолет потерпел крушение в 240 километрах от точки пуска ракеты. То есть отрезок в 50 километров она пролетела бы не менее чем за 50 секунд.
8. Версия о наведении ракеты на излучение мобильных телефонов пассажиров Ту-154 осталась непроверенной
По словам участника расследования генерал-лейтенанта Валерия Каминского (в 2001 году — начальник Главного штаба войск ПВО Украины), для захвата цели на удалении 30 километров головке самонаведения ракеты С-200 достаточно мощности излучения 0,35 Вт, притом что мобильные телефоны того времени излучали до 2 Вт.
9. Определенная Межгосударственным авиационным комитетом точка подрыва ракеты — сзади, слева и в 15 метрах над корпусом самолета — не соответствует принципу наведения ракеты С-200
Вычислительный блок наводит ракету 5В28 с упреждением в точку предполагаемой встречи по ходу движения цели. Поэтому подрыв происходит в районе носовой части самолета.
10. Вина Украины не доказана и не признана
Подведу итог. После распада СССР было уничтожено гражданских транспортных суден (самолетов и ветролетов):
Арменией - 2 шт.
Абхазией - 5 шт.
Руандой - 1 шт.
Сомали - 1 шт.
Украиной/Россией - 2 шт. (вина по ТУ-154 - неизвестна, по Боингу-777 - будет установлена по результатам ведущегося расследования).