Categories:

Американские бюрократы против Starship и Илона Маска

SpaceX ускоряется: на стартовых площадках стоят два прототипа Starship  одновременно
Бока-Чика. Два готовых к полету Starship

Уже в этом месяце Илон Маск был готов запустить свой Starship на орбиту. Потом пришло известие, что полет, вероятнее всего, перенесется на август. А сейчас в кулуарах поговаривают, что Starship может вообще не отправиться на орбиту в этом году!

Впору задать вопрос - что за хрень происходит? Обнаружили какие-то неполадки? Коварные русские совершили кибер-атаку на SpaceX? Какие-то козни строят китайы?

Не, ребята. Все они в подметки не годятся американским бюрократам и лоббистам Боинга и ULA в правительстве. И суть этой комбинации следующая.

Все стартовые площадки и ракеты-носители, которые находятся в США, должны пройти процесс экологической экспертизы. Это связано с Законом о национальной экологической политике (NEPA). Без процесса экологической экспертизы компаниям не выдадут лицензию или разрешение на запуск. Процесс NEPA выглядит следующим образом:

1. Первоначальное выявление проблем и опасений;
2. Координация с другими агентствами для определения того, какие организации должны быть включены в процесс NEPA;
3. Определение соответствующего типа экологической экспертизы;
4. Подготовка документа NEPA;
5. Получение экологического заключения;
6. А схема процесса NEPA предоставляется главным "злобным гением" Маска - ​​FAA.
Потому что только FAA оценивает и подписывает два важных документа: экологическую оценку (EAs) и отчёт о воздействии на окружающую среду (EIS).
EAs определяет цель и потребности проекта, анализирует потенциальные воздействия и альтернативы; демонстрирует соблюдение других постановлений исполнительной власти и природоохранного законодательства; и допускает участие общественности, когда это применимо. Если экологическая оценка доказывает, что воздействие проекта на окружающую среду не будет значительным, FAA выдаст "Заключение об отсутствии значительного воздействия" (FONSI). Но если FAA определяет, что проект теоретически может привести "к значительным воздействиям на окружающую среду", которые нельзя смягчить действиями, описанными в EA, FAA выпустит Уведомление о намерении подготовить EIS.
И вот именно на этом моменте начинаются главные проблемы. Если FAA потребует EIS, то временные рамки сдвинутся минимум на 105 дней, не включая время, необходимое на подготовку проекта и окончательной версии EIS. То есть в реальности - от 4 до 6 месяцев.
Стоит напомнить, что FAA требовала EIS еще для Falcon 9 и Falcon Heavy, когда те были в разработке. SpaceX изначально планировала использовать Бока-Чика именно для запуска этих ракет. Ещё в 2014 году FAA выпустило окончательную версию EIS – 392-страничный PDF-файл, в котором подробно описаны все эффекты и последствия работы SpaceX за пределами Бока-Чика.
Учитывая, что эксплуатация Falcon 9 и Heavy в Бока-Чика привела к необходимости в EIS, то практически не остаётся каких-либо шансов, что для Starship/Super Heavy он тоже не понадобится.

Так вот. Мало того, что FAA может отодвинуть старт на полгода. Она еще и уведомила SpaceX о том, что строительство знаменитой 146-метровой башни обслуживания для новых ракет-планетолетов "не было утверждено". SpaceX пыталась получить одобрение в соответствии с законным и действующим EIS 2014 года, но в FAA заявили, что "интегрированная башня высотой 146 метров значительно выше, чем водонапорные башни и молниеотводы, оценённые в EIS 2014 года, и требует дальнейшей экологической экспертизы в соответствии с NEPA". И, наконец, финальный аккорд - FAA предупредило, что экологическими экспертизами может быть определена необходимость в сносе башни обслуживания.

Иначе говоря - "Нам насрать на то, что вы строите в Америке небывалую ракету, которых никогда не было, нет, и в обозримом будущем не будет ни у кого в мире. Но раз это не ракета ULA - хер вы на ней полетите".

РЕЗЮМЕ: У меня возникает нехорошее подозрение, что если Маску будут ставить такие палки в колеса и дальше, то он плюнет на всё и осуществит свою давнюю угрозу - затратит больше времени, но построит космодром в Мексике. И тогда главными покорителями космоса станут МЕКСИКАНСКИЕ ракеты SpaceX, а США будут биться головой об стену, сравнивая количество своих запусков (без запусков Маска) с китайскими. И не смогут конкурировать по этому показателю даже с Россией.